Ох, как хорошо. Поставьте рядом с собой огнетушитель!
Друзья! 9 апреля мы празднуем день рождения Reuben Wilson (родившегося в 1935 году) – одного из востребованных соул-джаз органистов 1960-х.
Музыка Ройбена Уилсона – когтистое отражение заходящего солнца в темных кварталах, скрытая пульсация в висках. Ничего экстравертного, будто парень как парень идет по улице мимо вас, и inner city blues играет где-то в глубине his inner soul. Как пузырь воздуха в воде, этот "соул" выталкивает привычно-обезличенный, припудренный взгляд. Reuben, несмотря на время, сохранил будоражущую способность вытаскивать из своих слушателей огнедыщащий зырк посредь бела дня.
Ройбен Уилсон был одним многих соул-джаз органистов, появившихся в поздние 1960-е, но был одним из немногих, кто стал одним из знаковых музыкантов лейбла "Blue Note" этого времени. И, с точки зрения истории лейбла, Ройбен Уилсон был одним из нескольких, кто пытался "отстроиться" от мейнстримовых соул-музыкантов, играя в "свою игру", балансируя между требованиями лейбла и собственными предпочтениями. В период с 1968 по 1971 годы он записал 5 пластинок для "Blue Note". Ни одна из них не получила широкого признания, но позднее, уже при переиздании новым поколением соул-джазовых фанатов, стала темой для коллекционеров в кругах зарождающегося acide-jazz и новой волны soul-jazz в 90-е.
Уилсон начал профессионально выступать с 1962 года. Родившись в городке Mounds, штат Оклахома, он переехал в Пасадену, Калифорния, еще ребенком, где учился в одной школе с такими будущими звездами джаза, как Бобби Хатчерсон (Bobby Hutcherson) и Херб Льюис (Herb Luis). Будучи подростком, Уилсон разрывался между своим интересом к фортепиано и боксу и даже покинул музыку ради спорта, однако изящные искусства победили. В возрасте 17 лет он переехал в Лос-Анджелес, где окунулся в среду музыкантов. Его интерес к музыке возобновился, однако на этот раз Уильямс выбрал электронный орган. Через непродолжительное время после возобновления игры он становится резидентом "Carribean Club", где играет с басистом Eddie Williams, гитаристом George Freeman и временами с Clifford Scott. Спустя несколько лет он попытал счастья с переездом в Лас-Вегас, однако попытка не удалась, и он вернулся в Лос-Анджелес, где познакомился с Ричардом "Груви" Холмсом (Richard "Groovy" Holmes), оказавшим на его игру и музыкальное мировоззрение большое влияние.
В декабря 1966 года Уилсон перемещается в Нью-Йорк и создает свое соул-джазовое трио "Wildare Express" c барабанщиком Tommy Derrick. История длится порядка полугода, и музыканты играют на всем Восточном побережье, однако Уилсон решает проникнуть более глубоко в хард-боп и соул. К счастью, такие уважаемые музыканты, как Grant Green, Roy Haynes и Sam Rivers, поддерживают Уилсона и начинают играть вместе с ним. В это же время лейбл "Blue Note" предлагает сделать запись с Уилсоном.
Его первая запись "On Brodway" была выпущена в 1968 году вместе с его старым другом и барабанщиком Дерриком, затем в марте 1969 последовала пластинка "Love Bug", которая включала участие трубача Lee Morgan и гитариста Grant Green. Его третий альбом, "Blue Mode", был издан в декабре 1969-го. Вместе с четвертым альбомом "A Groovy Situation" (1970) заметен "крен" Уилсона в коммерческий джаз, так характерный для всего лейбла этого времени. В июле 1971 года он записал свой последний для "Blue Note" альбом с характерным названием "Set us Free".
После окончания контракта с "Blue Note" Уилсон сотрудничает с "Groove Merchant", где в течение 1970-х выпускает 3 альбома – "Cisco Kid", "Bad Stuff", "Sweet Life". В это же время он участвует в многочисленных концертах и сессиях фанк, соул и джазовых артистов, включая запись с группой с искрометным названием "Fatback Band". В 80-х он делает паузу в своей музыкальной карьере, спорадически выступая время от времени.
Его карьера возрождается вместе с новой волной интереса к соулу, и интерес к Уилсону появляется вместе с поколением музыкантов, которые не стали отклонять его "блюнотовские" записи как "коммерческий хлам". Они "откопали" даже неизданные его записи, и музыка "в стиле Уилсона" стала популярной не только в Америке, но и Англии. В свете "новой волны" Уилсон решает вернуться к концертам и работает в туре с командой "Jazzamatazz", пишет свои композиции cо своей командой "Hip Bop" и выпускает альбом "Live at SOB's", выступает на джазовых фестивалях. Возможно, такая музыка может наступить на уши, душу и сердце любителей классического джаза, но все же рекомендована к прослушиванию даже консерваторам, тем более, что создается этот джаз человеком, живущим в нескольких джазовых эпохах.
Александра Блок
Если вы слушаете эту музыку и у вас не темнеет кожа, то это всего лишь обман зрения или привычка вашего сознания.
#ReubenWilson #JazzCalendar #AlexandraBlock #JazzOrgan #9AprilJazz